Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи ребенка необходимо достаточное развитие коры головного мозга, а также органов чувств – слуха, зрения, обоняния и осязания.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Речь ребенка развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова имитировать детскую речь.

К 2-м годам активный словарный запас у детей насчитывает 250-300 слов. В это время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из 2-х слов, постепенно, к 3-м годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения.

К 5 годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к 4-5 годам у ребенка спонтанно корректируется физиологические нарушения звукопроизношения.

К 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строением речи.

По тем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития. Задержки развития речи у ребенка должны насторожить родителей. Необходимо своевременно обращаться к специалисту-логопеду, с целью принятия эффективных мер по активизации речи малыша, проведения коррекционной работы.